ПРЕДИСЛОВИЕ Безопасность мореплавания и в целом эффективность судовой энергетической установки (СЭУ) во многом определяется компетентностью специалистов машинной команды, в состав которой согласно Положениям Международной Конвенции о дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ 78/95г.) входят: старший механик, второй механик, вахтенные механики и рядовой состав. Ключевой фигурой рядового состава является квалифицированный моторист. Как правило, это специалист, прошедший школу ойлера (смазчика) или вайпера (уборщика машинного отделения), получивший практические навыки фиттера (слесаря) и вахтенного моториста на судах с традиционно обслуживаемым или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением. В Правиле 111/4 ПДНВ 78/95 излагаются следующие обязательные минимальные требования для лиц рядового состава машинной вахты: 1. Каждое лицо рядового состава, входящее в состав машинной вахты на морском судне с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более, должно быть надлежащим образом дипломировано для выполнения своих обязанностей. 2.Каждый кандидат на получение диплома должен: .1 быть не моложе 16 лет; .2 пройти: .2.1 одобренный стаж работы на судне, включая подготовку и приобретение опыта в течение не менее 6 месяцев, или .2.2 специальную подготовку либо на берегу, либо на судне, включая одобренный стаж работы на судне не менее двух месяцев; и .3 отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе А-1П/4 Кодекса 8ТС\У. 3. Стаж работы на судне, подготовка и опыт, требуемые подпунктами 2.2.1 и 2.2.2, должны быть связаны с функциями по несению вахты в машинном отделении и включать выполнение обязанностей под непосредственным руководством квалифицированного механика. Из соответствующих разделов А и В Кодекса ПДНВ'95 следует, что каждое лицо рядового состава машинной вахты должно соответствовать стандарту компетентности, чтобы выполнять на вспомогательном уровне функцию, связанную с эксплуатацией судовых механических установок. Сюда входят знание специальной терминологии, умелое использование ручного и механизированного инструмента, техническое обслуживание и ремонт механизмов, начальное знание электрических установок, проведение операций с судовыми системами, порядок несения вахты и техника безопасности при работах в машинном отделении, действия связанные с защитой окружающей среды и др. Перечисленная выше тематика отражена в методическом пособии в виде вопросов и ответов, что делает его удобным для пользования, позволяет выделить наиболее важные аспекты практической эксплуатации судовых механизмов В конечном итоге квалифицированный моторист должен обладать навыками эксплуатации СЭУ, включая: - подготовку и ввод в работу механизмов и систем; - контроль за их работой и обслуживание; - действия по обнаружению и устранению неисправностей; - технику безопасности при работах в машинном отделении. В соответствии с Международной Конвенцией, для лиц плавсостава морских судов обязательно знание английского языка, поэтому обозначения элементов, используемых в пособии рисунков, специально даны на английском языке. Эта книга не имеет отечественных и зарубежных аналогов. Для её издания был создан творческий коллектив из преподавателей ОГМА и практиков отрасли в следующем составе: Володин Анатолий Фёдорович, механик I разряда, начальник отдела технической инспекции ГТМИУ, председатель Государственной квалификационной комиссии судомехаников (электромехаников); Лалетин Евгений Леонидович, кандидат технических наук, доцент кафедры судовых вспомогательных установок ОГМА; Никитенко Елена Ивановна, инженер-механик, начальник учебно-методического отдела ЦПАП; Дзис-Райко Анатолий Иванович, механик I разряда, механик-наставник, преподаватель-инструктор ЦПАП; Бойко Пётр Васильевич, инженер-механик, зам начальника экологической инспекции ГДМРТУ; Миюсов Михаил Валентинович, доктор технических наук, проректор ОГМА. Данное пособие предназначено в первую очередь для лиц рядового плавсостава, проходящих подготовку, переподготовку и аттестацию на звание квалифицированного моториста. Так как первым этапом практической подготовки вахтенного механика является освоение им специальности квалифицированного моториста, учебное пособие рассчитано также на курсантов высших и средних морских учебных заведений для прохождения ими практической подготовки по программе ТКА1М1Ж} КЕСОКГ) ВООК (Книжки регистрации подготовки кандидата на получение квалификационного диплома вахтенного механика). Кроме того, оно может быть полезно специалистам совмещённых профессий (судоводитель-механик), младшим специалистам и всем членам судовой команды. В заключение я хочу выразить благодарность и признательность авторскому коллективу за их кропотливую работу над книгой, пополнившей техническую библиотеку, издаваемую Центром подготовки и аттестации плавсостава ОГМА. |
Назад |