1.2. Техническая терминология, применяемая в машинном отделении Специфика и объём данного методического пособия не позволяет полностью отобразить многообразие специальной терминологии, применяемой при эксплуатации СЭУ. Ниже, в данном разделе, а также в тексте всего пособия, дана расшифровка наиболее часто применяемых терминов в форме «вопрос-ответ». . 1 Что понимается под судовой энергетической установкой? О: Энергетическая установка современного судна - это сложный комплекс механизмов, устройств, средств контроля, управления и автоматизации. Функционально в составе СЭУ выделяют:- главные двигатели (ГД) и обслуживающие их механизмы -обеспечивают движение судна; - вспомогательные двигатели и обслуживающие их механизмы -Служат для жизнеобеспечения судна, грузовых операций и прочего; - системы энергетической установки - это совокупность механизмов, устройств (танки двойного дна, цистерны, насосы, фильтры и др.) и трубопроводов. .2 Как структурно и функционально подразделяют технические средства автоматизации и контроля СЭУ? О: Технические средства автоматизации и контроля СЭУ подразделяют на: - систему управления и автоматического регулирования, используемую для задания режима работы механизмов и поддержания параметров их работы на заданном уровне; - систему аварийно - предупредительной сигнализации, используемую для оповещения персонала об отклонениях от нормы в работе СЭУ; - систему защиты, предназначенную для остановки ГД и вспомогательных механизмов во избежание аварий; - систему мониторинга, предназначенную для непрерывного измерения и отображения значений существенных параметров работы СЭУ; - систему регистрации, используемую для фиксации и хранения последовательности событий, характеризующих изменения режима работы СЭУ. .3 Какие функции выполняет главный двигатель^ О: Главные двигатели вырабатывают энергию, необходимую для движения судна. .4 Перечислите системы, обслуживающие главный двигатель. О: Главный двигатель обслуживают следующие системы: 1) охлаждения цилиндров дизеля; 2) охлаждения забортной водой; 3) топливоподачи; 4) топливоподготовки; 5) циркуляционной смазки; 6) цилиндровой смазки; 7) газовыпуска и турбонаддува; 8) сжатого воздуха. .5 Каково назначение вспомогательного двигателя? О: Вспомогательные двигатели используются для привода генераторов судовой электростанции. .6 В чём заключается различие меяаду насосом, насосным агрегатом, насосной установкой ? О: Насосами называются механизмы, использующие механическую энергию для перемещения жидкости. Насос и двигатель, приводящий его в действие, образуют насосный агрегат. Если в качестве двигателя насоса используются электродвигатель, то агрегат называется электронасосным. Насос, двигатель, всасывающий и нагнетательный трубопроводы образуют насосную установку.
Насос и двигатель, приводящий его в действие, образуют насосный агрегат. Если в качестве двигателя насоса используются электродвигатель, то агрегат называется электронасосным. Насос, двигатель, всасывающий и нагнетательный трубопроводы образуют насосную установку. .7 Каково назначение судовых паровых котлов: главных, вспомогательных, утилизационных? О: Главный котёл на паротурбинных судах служит для обеспечения паром главного турбозубчатого агрегата. Вспомогательный и утилизационный котлы служат для обеспечения нужд различных судовых потребителей: подогревателей воды, топлива и масла; обогрева жилых помещений и т.п. Различие между ними заключается в теплоносителе, идущем на получение пара. В главных и вспомогательном котлах используется топливо. В утилизационных - тепло выхлопных газов двигателя. .8 Для чего используется валоповоротное устройство дизеля? О: Для проворачивания коленчатого вала неработающего двигателя. .9 С какой целью и каким способом “продувают” Судовые паровые котлы? О: Продувание предусматривает удаление части воды из котла и снижение её солёности. Верхним продуванием удаляются с зеркала испарителя взвешенные частицы, пена и маслянистые вещества, нижним продуванием -частицы оседающего шлама, появляющиеся в результате водообработки. .10 Какие основные понятия и параметры используются при эксплуатации дизелей? О: Используются следующие понятия и параметры: номинальная и эксплуатационная мощности, направление вращения вала дизеля, смесеобразование, тип двигателя, температура выпускных газов, температура охлаждающих сред, температурные перепады на входе и выходе, давление и температура продувочного воздуха. Все, выше перечисленные, параметры фиксируются штатными приборами, установленными на двигателях и обслуживающих их агрегатах. Они могут дублироваться выносными приборами. .11 Дайте определение номинальной и эксплуатационной мощностям. О: Номинальная мощность - мощность, которую ГД может развивать практически без ограничения по времени при определённых условиях. Номинальную мощность, принимаемую за 100%, и соответствующую ей номинальную частоту вращения, указывают в паспорте дизеля. Эксплуатационная мощность - мощность, развиваемая главными дизелями на режиме полного хода судна, составляет обычно 75%-95% от номинальной. Эксплуатационную мощность для каждого судна устанавливает судовла-
делец в зависимости от условий его плавания (с чистым или обросшим корпусом, с полным грузом или в балласте, в тропиках и т.д.). С учётом перечисленных факторов, эксплуатационная мощность корректируется в сторону уменьшения. .12 Как определяется направление вращения вала дизеля? О: Различают дизели правого вращения, если коленчатый вал вращается по часовой стрелке, и левого вращения, если вал вращается против часовой стрелки. Направление вращения при этом определяется со стороны потребителя мощности. .13 Как расшифровать марку дизеля 7ДКРН 74/160-2? О: В соответствии с государственными стандартами эта марка обозначает следующее: дизель семицилиндровый, двухтактный, крейцкопфный, реверсивный, с наддувом, диаметр цилиндра 74 см., ход поршня 160 см., модификация вторая. За рубежом каждая фирма использует индивидуальную маркировку с индексом фирмы-изготовителя. .14 Что такое процесс смесеобразования? О: Это элемент процесса дизеля, который включает процесс подачи топлива и воздуха с последующим смешением их внутри цилиндра двигателя. Топливо, впрыскиваемое в цилиндр, должно быть хорошо распылено на мельчайшие частицы, по возможности одинакового размера и смешано с воздухом так, чтобы каждая частица была обеспечена воздухом для сгорания. .15 Из каких деталей состоит остов двигателя? О: Остов двигателя состоит из фундаментной рамы, станины, блоков. .16 Каково назначение анкерной связи? О: Анкерная связь предназначена для стягивания фундаментной рамы, станины и блока цилиндров. .17 Каково назначение крышки рабочего цилиндра? О: Крышка цилиндра предназначена для закрытия цилиндра и размещения на ней форсунки, пускового, индикаторного, предохранительного, всасывающего и выхлопного клапанов. .18 Каково назначение кривошипно-иштунного механизма в дизеле? О: Кривошипно-шатунный механизм предназначен для превращения поступательного перемещения поршня, штока, шатуна во вращательное движение коленчатого вала. .19 Что входит в состав кривошипно-татунных механизмов? О: Шток поршня, крейцкопф, подшипник крейцкопфа, шатун.
.20 С какой целью применяется крейцкопф? О: Крейцкопф применяется для снижения напряжения на цилиндро-поршневую группу мощных дизелей. .21 Каково назначение поршневых колец? О: Кольца бывают компрессионные и маслосъёмные. Для уплотнения на поршне применяются компрессионные кольца. Маслосъёмные кольца предназначены для удаления излишка масла с зеркала цилиндра. Кольца имеют разрезы - замки. Кольца располагаются на поршне в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. .22 Какой элемент двигателя обеспечивает равномерность частоты вращения коленчатого вала? О: Маховик. .23 Каким образом обеспечивается равномерное распределение крутящего момента на коленчатом валу дизеля? О: Для равномерного распределения крутящего момента в многоцилиндровом дизеле необходимо, чтобы рабочие ходы поршня в отдельных цилиндрах следовали в строго определённой последовательности друг за другом. .24 Каким образом в дизеле уравновешиваются силы инерции вращающихся масс? О: Применяются противовесы на щётках мотыля и демпферы. .25 Для каких целей предназначен судовой водопровод? О: Судовой валопровод предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к движителю. .26 Перечислите элементы системы топливоподготовки. О: Отстойная цистерна, сепаратор, топливоподкачивающий насос” топли-воподогреватель, фильтры. .27 Каково назначение топливного насоса высокого давления? О: Создать высокое давление, отмерить нужное количество топлива и подать его в заданный момент в цилиндр дизеля. .28 Определите назначение форсунки. О: Форсунка предназначена для подачи топлива в цилиндр двигателя под необходимым давлением и хорошем распыле. .29 Для каких целей устанавливают терморегуляторы? О: Для поддержания заданных температур в судовых системах в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей.
.30 Из каких элементов состоит пусковая система двигателя? О: Из воздушного баллона, разобщительного клапана, маневрового клапана, воздухораспределителя, пускового клапана на цилиндре двигателя. .31 Каково назначение главного пускового клапана реверсивного двигателя? О: Управление реверсом и подача воздуха к пусковым клапанам цилиндров. .32 Каково назначение пусковых клапанов? О: Подача пускового воздуха в цилиндры. .33 Назовите контрольно-измерительные приборы, которые применяются для контроля за работай дизеля. О: Манометры, мановакуумметры, термометры, психрометры, тахометры (счётчики оборотов).
|